Герб БГПУ

Ассертивность как вид педагогической коммуникации

Т.А. Коробкова
НижГПУ, Нижний Новгород

Термин “ассертивность”, довольно широко применяемый в зарубежной психологии, происходит от английского assert – утверждать, заявлять, доказывать, отстаивать свои права. Принципы ассертивности – это эмпирические правила поведения в обществе, общения с окружающими. Причем общение это опирается на истинно гуманистические начала, отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет человеку высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь поставить на своем. Можно сказать, что ассертивность – это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.

Сформулируем основные принципы ассертивности, названные десятью заповедями ассертивности [2]. Несмотря на их кажущуюся простоту и очевидность, они охватывают практически все возможные затруднения человека в его общении с другими и в отношении к самому себе.

Итак, каждый человек имеет право:

  1. сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия;
  2. не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение;
  3. сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;
  4. менять свои взгляды;
  5. совершать ошибки и отвечать за них;
  6. сказать “я не знаю";
  7. не зависеть от доброй воли других людей;
  8. поступать нелогично;
  9. сказать другому “я тебя не понимаю";
  10. сказать “меня это не волнует”.

Умелое и успешное применение этих принципов предполагает использование коммуникативных приемов, которым легко обучить как студентов педагогического вуза – будущих учителей, так и родителей учеников (см. например, [1], [2], [4]). В основе всех приемов – взаимное уважение, доброжелательная настойчивость, вежливая требовательность. Оба собеседника должны вести себя достойно, не унижая ни себя, ни другого. И если один из них намного старше, то правила остаются теми же, но старший (учитель, родитель) неизбежно должен взять на себя большую ответственность, так как его поведение носит и обучающий характер. Разрешая педагогический конфликт, мы одновременно показываем ученику варианты поведения в подобной ситуации, следовательно, закладываем основы его поведения в будущем.

Отметим, что сформулированные правила частично присутствуют в традиционных работах по педагогической коммуникации [3 и др.], но, к сожалению, чаще всего мы встречаем их в работах, посвященных проблемам нарушения взаимодействия старшего поколения с младшим, нарушения поведения у подростков, а также проблемам снятия стресса, вызванного неправильным отношением человека к самому себе и к окружающим. То есть о независимости и достоинстве заботятся уже не педагоги, а врачи-психологи. Так не лучше ли заложить основы правильного и сбалансированного поведения с детства?

Ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе – это оптимальный вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию самостоятельной и ответственной личности, способной успешно решать проблемы – психологические, образовательные, производственные и др. А это и есть цель современного гуманистического образования.

Изучение основ ассертивного поведения включено нами к курс лекций “Психолого-педагогические основы развивающего обучения”, читаемый студентам выпускного курса физического факультета Нижегородского педагогического университета. Теоретический материал подкреплен включением в занятия элементов психологического тренинга. Интерес, проявленный студентами, говорит о своевременности и актуальности данного материала и о необходимости его изучения в педагогическом вузе.

Литература

  1. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208с.
  2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. - СПб.: Питер, 1995. - 186с.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 197с.
  4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192с.

Источник информации: Научная Сеть
Дата публикации: пятница, 31 января 2003 года
Версия для печати | Оглавление