Ассертивность как вид педагогической коммуникации
Т.А. КоробковаНижГПУ, Нижний Новгород
Термин ассертивность, довольно широко применяемый в зарубежной психологии, происходит от английского assert утверждать, заявлять, доказывать, отстаивать свои права. Принципы ассертивности это эмпирические правила поведения в обществе, общения с окружающими. Причем общение это опирается на истинно гуманистические начала, отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет человеку высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь поставить на своем. Можно сказать, что ассертивность это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.
Сформулируем основные принципы ассертивности, названные десятью заповедями ассертивности [2]. Несмотря на их кажущуюся простоту и очевидность, они охватывают практически все возможные затруднения человека в его общении с другими и в отношении к самому себе.
Итак, каждый человек имеет право:
- сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия;
- не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение;
- сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;
- менять свои взгляды;
- совершать ошибки и отвечать за них;
- сказать я не знаю";
- не зависеть от доброй воли других людей;
- поступать нелогично;
- сказать другому я тебя не понимаю";
- сказать меня это не волнует.
Умелое и успешное применение этих принципов предполагает использование коммуникативных приемов, которым легко обучить как студентов педагогического вуза будущих учителей, так и родителей учеников (см. например, [1], [2], [4]). В основе всех приемов взаимное уважение, доброжелательная настойчивость, вежливая требовательность. Оба собеседника должны вести себя достойно, не унижая ни себя, ни другого. И если один из них намного старше, то правила остаются теми же, но старший (учитель, родитель) неизбежно должен взять на себя большую ответственность, так как его поведение носит и обучающий характер. Разрешая педагогический конфликт, мы одновременно показываем ученику варианты поведения в подобной ситуации, следовательно, закладываем основы его поведения в будущем.
Отметим, что сформулированные правила частично присутствуют в традиционных работах по педагогической коммуникации [3 и др.], но, к сожалению, чаще всего мы встречаем их в работах, посвященных проблемам нарушения взаимодействия старшего поколения с младшим, нарушения поведения у подростков, а также проблемам снятия стресса, вызванного неправильным отношением человека к самому себе и к окружающим. То есть о независимости и достоинстве заботятся уже не педагоги, а врачи-психологи. Так не лучше ли заложить основы правильного и сбалансированного поведения с детства?
Ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе это оптимальный вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию самостоятельной и ответственной личности, способной успешно решать проблемы психологические, образовательные, производственные и др. А это и есть цель современного гуманистического образования.
Изучение основ ассертивного поведения включено нами к курс лекций Психолого-педагогические основы развивающего обучения, читаемый студентам выпускного курса физического факультета Нижегородского педагогического университета. Теоретический материал подкреплен включением в занятия элементов психологического тренинга. Интерес, проявленный студентами, говорит о своевременности и актуальности данного материала и о необходимости его изучения в педагогическом вузе.
Литература
- Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208с.
- Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. - СПб.: Питер, 1995. - 186с.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 197с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192с.
Источник информации: Научная Сеть
Дата публикации: пятница, 31 января 2003 года