Герб БГПУ

Объектно-ориентированное проектирование электронного учебника и обучающего курса

Курочкин Александр Владимирович, Щёрс Артур Львович
Академия труда и социальных отношений (АТиСО), г. Москва


Доклад посвящен применению объектно-ориентированного подхода к оптимизации структуры электронного учебника и электронного обучающего курса

Информатизация образования связана с созданием электронных учебников (ЭУ) и электронных обучающих курсoв (ЭОК) [1], что особенно актуально для дистанционного образования (ДО).

Формирование ЭУ и ЭОК требует решения задачи оптимизации структуры этих учебников и курсов. Характер ДО определяет требование к модулям (разделам) ЭОК и ЭУ:

  • каждый модуль должен быть относительно самостоятельным, содержащим определенную порцию знаний и умений по изучаемому предмету, что позволяет четко контролировать процесс усвоения материала этого модуля учащимся и управлять в целом учебным процессом;
  • модули ЭОК должны формировать цепочку стуктурно- последовательных элементов (разделов) курса, где каждый модуль в принципе должен содержать знания/навыки, обусловленные предшествующими модулями, и, в свою очередь, представлять знания для усвоения последующих разделов учебного курса;
  • модули должны быть соизмеримы по объемам изучаемого материала для удобства планирования и контроля учебного процесса, обеспечения эффективного усвоения материала учащимися.

    Учет указанных требований к модулю ЭУ или ЭОК ставят перед их разработчиками задачу формирования структуры ЭОК, которая, с одной стороны, охватывала бы весь учебный материал, относящийся к данному предмету, а, с другой стороны, удовлетворяла бы указанным выше требованиям.

    В содержательном плане учебный материал данного курса отражается в перечне изучаемых объектов, под которыми здесь понимаются термины, определения, описывающие реальные предметы, явления, процессы, связи между ними и т.п., составляющие суть изучаемой предметной области. Очевидно, что любую сложную систему или процесс можно, используя средства объектно-ориентированной декомпозиции [2], представить в виде структуры алгоритмов и объектов. Это относится и к изучаемой предметной области. Таким образом, изучаемая предметная область может быть задана словарем терминов, описывающих объекты, на которые предметная область может быть разбита, и которые определяют сущность этой области, ее поведение.

    С учетом сказанного выше, задача разбиения ЭОК и ЭУ на модули может быть сформулирована следующим образом:

    Имеется учебный материал M, заданный своим словарем. Необходимо разбить учебный материал на слабо пересекающиеся подмножества M1,M2... ,Mn таким образом, что связи (по словарю курса) между модулями минимальны, а каждое подмножество с меньшим индексом предшествует подмножеству с большим индексом.

    В такой постановке задача структурирования ЭУ или ЭОК сводится к задаче о компоновке, для решения которой разработаны многочисленные методы в системах автоматизации проектирования (САПР) электронных устройств [3] .

    Литература

    1. Щерс А.Л. Автоматизация разработки электронных обучающих курсов. Практические аспекты. Сб трудов 10 межд. конф. Ито-2000, ч.2, с.328 Сб трудов 10 межд. конф. Ито-2000, ч.2, с.308
    2. Буч Г., Объектно-ориентированное проектирование: Пер с англ. -- М.: Конкорд, 1992
    3. Селютин В.А., Машинное конструирование электронных устройств. -- М.: Сов. радио, 1977

    Источник информации: ИТО
    Дата публикации: четверг, 19 декабря 2002 года
    Версия для печати | Оглавление
  •