Удивительное - рядом...
HOME | БЛОГ | НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ | НАУЧНЫЙ КЛУБ | УВЛЕЧЕНИЯ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | E-MAIL | ФФ БГПУ | ВЕРНУТЬСЯ    
   

Наука

Олимпиада по методике преподавания физики 2001 года

     При проведении олимпиады по методике преподавания физики, мною было предложено пятое задание, которое непосредственно касается темы научного исследования:
Взяв за основу одну из представленных задач, напишите рассказ по физике. Укажите, каким физическим явлениям и какой теме урока он соответствует. Какими целями обучения и воспитания обоснован Ваш рассказ? Какие знания психологии были учтены при его составлении?
Задачи.
1. Вольтметр, подключенный к старой батарейке, показал 4,3 В, однако лампочка от этой батарейки не горит. Почему?
2. Почему оконные стекла начинают замерзать снизу раньше и в большей мере, чем сверху?
3. Когда небольшие морские волны приближаются к берегу, на них образуются пенистые гребни. Почему?
4. Грозовые облака чаще всего имеют синий цвет, а кучевые - светло-серый. Почему?
5. В поддоне тракторного двигателя для слива масла имеется отверстие, в которое завинчена намагниченная пробка. Каково ее предназначение?
Пример выполнения задания.
Задача: Держа на ладони, кирпич ударяют молотком. Почему рука, держащая кирпич, не ощущает боли от ударов молотка?
Рассказ: В детстве, мне особую радость доставляли моменты, когда в гости приходил дедушка. Мои дед был печником, самым уважаемым человеком во всей округе. Уважали люди его за то, что он был мастером высочайшего класса и человеком очень ответственным и порядочным, никогда не позволявшим себе грубого слова. Самым страшным ругательством для него было: "У ясное море." Печи у деда были такие, что хватало одной охапки дров, для того, что бы в доме было тепло целые сутки. Мастер он был необычайный, хоть и окончил всего 3 класса. Помню как в одну руку он брал кирпич, ударял по нему всего один раз молотком и откалывал от него кусок нужного размера. Можно было брать линейку и измерять, ошибки не было. Мне в то время было непонятно почему рука, держащая кирпич, не ощущает боли от ударов молотка? ...... и т. д. Далее в рассказе "раскрывается секрет" наблюдаемого явления.

     Проводимое научное исследование направлено на то, что бы подтвердить гипотезу, основная идея которой заключается в том, что значительную (если не решающую) роль в повышении эффективности преподавания физики, как и любых других предметов играет степень сформированности позитивного отношения учителя к своей работе. Отношение к работе складывается из многих компонентов, определенная часть которых освещена в диссертационном исследовании.

     Одним из основных критериев, характеризующих отношение учителя к профессии, является способность и желание задействовать в учебном процессе свой богатый духовный, внутренний мир. К этой способности на наш взгляд необходимо относиться очень бережно, и если не способствовать ее развитию, то хотя бы не мешать ей самой развиваться. Общеизвестно, что недопустимо в каких либо целях заменять собственный мир человека каким либо другим, можно его только развивать с разрешения "владельца". Психологи, педагоги, дидакты выступают за то, чтобы в учебном процессе было как можно больше методов способствующих развитию личности.

     На современном этапе общепринято положение, что человек не есть совокупность общественых отношений, а имеет фундаментальную подоснову и причастен к миру как "сознание вселенной". Сущность человека, его природа состоит из уникальных и неповторимых чувственных ощущений, присущих только данному конкретному индивидууму. Представленные работы на мой взгляд подтверждают данное положение.

     Наша задача способствовать такому построению учебного процесса, который в максимальной степени способствует проявлению и развитию "природной" составляющей человека, и гармоничному ее сочетанию с "социальной". В рассказах-задачах по физике в полной мере проявляются лучшие качества человеческой души.

     Огромное количество студентов взялись за выполнение этой работы. На 4 курсе - 47 человек. На 5 курсе из - 75 участников, пятое задание выполняли - 58. Для того чтобы составить представление о предмете разговора, предлагаю Вашему вниманию выборочно несколько работ, отличающихся идеями и настроениями.

     Задачи: "На гребне волны", "Картины на оконном стекле", "Хитрая батарейка", "Чудо-облака", "Важный магнит".


Copyright © 2001-2003, Скулов Павел
Веб-Дизайн: Александр Вольф