![]() |
![]() |
![]() | |
![]() |
|
Раздел: Лаборатория Автор статьи: Казакова Ольга Добавлено:16:13:31 26.03.2005 Урок сегодня зачастую рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, а также выбора методов обучения, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока и методах обучения, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, лишь сопоставляя прежние жесткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней урока с нынешними идеями свободного конструирования учебных занятий. Однако отношение теоретиков и практиков к "бесструктурному" уроку неоднозначное: раскрепощение учителя, безусловно, прогрессивный шаг, но нарушения закономерностей познавательной деятельности, возникающие в условиях произвольного, необоснован-ного сочетания этапов урока, - крупный недостаток. Важным современным положением является и то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и завершенности отдельных уроков.
Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
Традиционные методы обучения иногда не учитывают индивидуальных особенностей учащихся, (то есть требования одинаковые как для отличников, так и для неуспевающих).
Нетрадиционные методы обучения ориентированы на учет индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет улучшить процесс обучения. Нестандартные уроки необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсут-ствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.
В процессе обучения происходит интеграция традиционных и нетрадиционных методов обучения.
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения должны учитывать как цель, воплощенную в содержании образования, его элементе или части элемента, так и закономерности усвоения знаний. Тем самым методы обучения отражают целевой и содержательный, психологический, гносеологический аспекты обучения [2,с.131].
В структуре методов обучения выделяют, прежде всего, объективная и субъективная части.
Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.
Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Очень сложным и не вполне ещё разрешенным является вопрос о соотношении объективного и субъективного в методе [1,с.471].
В классификации методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке.
Выделяют следующие методы:
· приобретение знаний,
· формирование умений и навыков,
· применение знаний,
· творческая деятельность,
· закрепление,
· проверка знаний, умений, навыков.
Существует много других классификаций.
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме [1,с.519].
Организационная форма обучения – это структура общения между обучающими и обучаемыми, то есть структура общения, применяемая в учебном процессе.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Каменский [2,с.247].
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки [1,с.521].
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опара (ориентация) на "среднего" ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Благодаря таким урокам у учащихся развивается интерес к предмету, улучшается качество усвоения учебного материала. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Нетрадиционные уроки – это уроки:
- рассчитанные на массовую школу;
- могут быть с ярко выраженным гуманитарным уклоном, основу которых составляет образно-чувственное восприятие материала (это уроки в стихах, в сказках, в картинной галерее и другие);
- уроки практически прикладной направленности, в которых сообщение физической информации подчинено ознакомлению с производственным потенциалом родного края;
- уроки научно-теоретического плана, где физический материал изучается глубоко, в деталях, со всеми "тонкостями", на базе хорошо продуманной логически-философской концепции;
- уроки, на которых школьников учат добывать знания;
- уроки, посвященные организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- урок, на котором осуществляется взаимоопрос, само- и взаимопроверка знаний и умений.
Нетрадиционные занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Уроки – деловые игры, пресс-конференции, консультации, аукционы, фантазии, концерты, сомнения, творческие отчеты и другие.
Например, обобщающий урок, можно провести в форме игры "Один за всех, все за одного". Цель урока: повторить основные вопро-сы темы "Гравитационные явления"; развить познавательный интерес к предмету; активировать мыслительную деятельность учащихся; развить умение применять знания по физике в повседневной жизни.
В ходе урока класс заранее делится на группы-команды по 4-5 человек. Каждой команде за 1-2 недели дается домашнее задание: подготовить кроссворд из пяти слов по теме "Гравитационные явления", которое в дальнейшем оценивается жюри. В состав жюри могут входить гости, учителя, старшеклассники или одноклассники. Вопросы и задания могут быть различными и по всей изученной теме. Например, участникам необходимо придумать метод нахождения залежей полезных ископаемых по точному измерению ускорения свободного падения, широко применяющийся на практике. Или из карточек с буквами латинского алфавита (ограниченное количество) необходимо за 1 минуту составить как можно больше формул и т.д.
Использование этих методов обучения способствует получению, усвоению и закреплению знаний.
Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения повышает уровень успеваемости учащихся.
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика: В 2 т. - М.:ВЛАДОС, 2000.- Т.1:Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
2. Морозова О.П. Педагогический словарь-справочник. - БГПУ,2000.-269 с.
3. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.-1968
4. Елизаров К.Н. Организация урока физики. – М.: Просвещение, 1956
5. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.: Просвещение, 1988.-160 с.
6. Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.
7. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М.: Просвещение, 1988.
10646
Количество просмотров: > |
|||||||
![]() |