Групповые и индивидуальные формы работы на уроке - 13559

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения в процессе изучения темы физики "Гравитационные явления" - 10651

Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования - 9662

Методология динамического баланса - основа сохранения психологического здоровья личности в учебном процессе - 9185

Взаимосвязь принципов научности и доступности обучения - 8770


      Зимой ветровое стекло автомобиля с внутренней стороны обдувается воздухом. Какое это имеет значение? >>>

Раздел: Публикации
Автор статьи: Скулов Павел Владимирович
Добавлено:16:23:58 29.12.2010

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ УРОКИ ФИЗИКИ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ДИНАМИЧЕСКОГО БАЛАНСА

Первоисточник: Скулов, П. В. Формирование у студентов педвуза умения планировать уроки физики с учетом принципа динамического баланса [Текст] / П. В. Скулов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 2 (14). – С. 168–170.
Skulov P.V. THE FORMING OF PHYSICS LESSONS PLANNING ABILITY WITH ALLOWANCE FOR THE DYNAMIC BALANCE PRINCIPLE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS. The necessity of teaching students of pedagogical university bases of systematic approach and the theory of dynamic balance is substantiated. The methods of forming skills and abilities of planning lessons with the balanced combination of all the elements are shown here.
Key words: dynamic balance, principle, physics, lessons, pedagogical university, students
УДК 37.026 +372.853
П.В. Скулов, ст. преподаватель БГПУ, г. Барнаул
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ УРОКИ ФИЗИКИ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ДИНАМИЧЕСКОГО БАЛАНСА
Обосновывается необходимость обучения студентов педвуза основам системного подхода и теории динамического баланса. Показываются приемы формирования умений и навыков планирования уроков, отличающихся сбалансированным сочетанием всех элементов.
Ключевые слова: принцип, динамический баланс, студенты, урок, умение.
Общеизвестно, что задачи и проблемы, которые предстоит решать будущему учителю школы, системны по своей природе. Именно потому усилия многих исследователей направлены на изучение педагогических систем и создание теории их функционирования и развития. В различных исследованиях справедливо указывается на то, что в подготовке будущего учителя недостаточно применяется методология системного подхода и современные идеи в значительной мере его развивающие.
Ученые – педагоги прошлого века и современные научные исследования указывают на наличие в педагогической системе противоположных и нетождественных элементов, требующих постоянного поиска способов их гармоничного сочетания и интеграции.
В процессе организации учебной деятельности, изучения теории и методики преподавания физики мы стараемся разрешить следующие противоречия:
1. Между наличием системных свойств образовательного процесса, с одной стороны, и недостаточным отображением системности в содержании образовательного процесса педагогического вуза, с другой стороны.
2. Между известными принципами обучения и сложностью их сбалансированного применения в системном подходе к образовательному процессу.
Считаем, что современному учителю необходимо уметь выявлять проблемы дисбаланса межэлементных и межсистемных отношений и оптимально решать эти проблемы различными средствами и методами в соответствии с принципом динамического баланса. Особое значение придаем формированию умений планировать уроки так, что бы все элементы этой системы были оптимально сбалансированы.
В связи с этим необходимо формировать знания о том, что процесс обучения происходит во времени и состоит из отдельных, соединенных между собой отрезков. Чтобы описать его в динамике, нужно выделить отрезок или единицу, которая обладала бы свойством целостности самого объекта. Такую единицу процесса обучения Л.Я. Зорина в 1983 назвала «дидактическим циклом» и обосновывала его необходимость.
Смысл понятия в том, что это структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Позже такое же мнение высказывали В.В. Краевский и И.Я. Лернер. Процесс обучения во времени можно представить себе как поступательное движение его дидактических циклов. Чтобы дидактический цикл мог выполнить свою функцию, он должен обладать внутренним единством, составляющих его систему. При выделении последних ученые опирались на представления о том, что деятельность учащихся обязательно включает мотив, систему действий и контроль (самоконтроль) их выполнения.
Дидактический цикл состоит из следующих звеньев:
1) постановка общей дидактической цели и мотивация учебной деятельности;
2) изучение нового учебного материала различными методами и его осознание;
3) повторение и закрепление изученного материала, формирование умений применять полученные знания в новой ситуации;
4) организация контроля за усвоением содержания учебного материала и самоконтроля, планирование самостоятельной работы по корректировке полученных знаний вне школы;
Все названные элементы дидактического цикла могут быть реализованы как при изучении всей темы (мотивационно-ориентационный урок, урок изучения нового материала, урок повторения и обобщения, урок контроля знаний и умений), так и в течение отдельного, комбинированного урока и даже фрагмента урока.
Анализируя различные тематические планы, мы со студентами выяснили, что мотивационных уроков в темах в среднем 3-5%, уроков изучения нового материала – 20-25%, уроки закрепления составляют – 15-20%, уроки контроля знаний – 7-10%, комбинированные уроки, которые сами являются дидактическим циклом и включают в себя фрагменты мотивации, изучения нового, закрепления и контроля – 40-50%.
С точки зрения системного подхода, который подразумевает использование понятия дидактический цикл и наличие разумного баланса его элементов, в начале изучения темы обязательно должен быть мотивационный урок (интересная обзорная лекция о явлениях, которые предстоит изучать, история их открытия, занимательные и проблемные демонстрации, и т.д.).
Следовательно, процесс формирования умения планировать уроки необходимо начинать с разработок мотивационных моноуроков в теме, определить их значимость, структуру, методику составления и проведения. Возможно, мотивационными уроками (нетрадиционными уроками в виде конференций, игр и т.п.) необходимо заканчивать изучение темы. Далее предлагаем продолжить формирование умений конструирования других моноуроков (изучение нового, закрепление, контроль). И лишь после этого перейти к комбинированным урокам, которые сами включают в себя элементы дидактического цикла. Такая последовательность помогает сравнивать процесс конструирования дидактических циклов различного временного интервала, выяснить имеющиеся особенности.
В процессе формирования умений планировать комбинированные уроки, обращаем внимание на то, что они сами представляют собой дидактический цикл. Структура таких уроков, выбираемые средства и методы обучения могут быть весьма разнообразными.
Удобно структуру комбинированных уроков представлять в виде таблицы, по горизонтали отмечая этапы урока (вводный, основной, заключительный), придавая им содержательное значение и разбивая основной этап на два (мотивация, изучение нового, повторение, контроль), по вертикали отмечая те же элементы, которые при желании могут присутствовать на любом из этапов урока.
С помощью такой таблицы студентам удобнее фиксировать проводимый анализ урока. Отмечая плюсами и минусами наличие тех или иных элементов на различных этапах урока, можно творчески подходить к процессу его конструирования. Например, пробовать линейную структуру (наиболее простую), когда элементы дидактического цикла расположены последовательно. Затем пробовать более сложные варианты, например, придумать такой ход урока, при котором на одном из временных этапов будут одновременно присутствовать все элементы цикла.
При этом внимание студентов обращается на наличие важных задач, сбалансированности различных элементов учебного процесса на каждом этапе урока.
Например: Подготовительный этап (связь имеющихся знаний с новыми, сочетание внешних и внутренних мотивов, требований программ и интересов учащихся и т.д.).
Получение знаний (зрительное и слуховое восприятие, изложение учителя и чтение книги, демонстрирование явления учителем и практическая самостоятельная работа с приборами, логическое и эмоциональное, научность и доступность и т.д.).
Закрепление знаний (сочетание теории и практики, эвристика и интериоризация, репродуктивные и творческие методы и т.д.).
Подведение итогов урока (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, сочетание различных видов контроля, сочетание различных видов оценки и т.д.).
Достаточно эффективный прием формирования умений планировать уроки заключается в том, что студентам предлагается взять за основу любой план-конспект урока (разработки учителей базовых школ, поурочные разработки из книг, конкурсные уроки, размещенные на сайтах интернета и т.д.) и переконструировать в соответствии с принципом динамического баланса. Прием хорош тем, что видны результаты своей работы, когда новый план-конспект получается лучше исходного, это вдохновляет на творческие открытия.
В процессе работы начал складываться определенный алгоритм действий. Мы задумались, что и как нужно делать, чтобы формируемые знания были системными, логичными и последовательными.
Предлагаем следующую методику работы:
После постановки основных дидактических, воспитательных и развивающих целей, необходимо обратить внимание на то, как сочетаются другие элементы урока и запланировать цели и задачи сбалансированности элементов учебного процесса
1. Обратить внимание на межсистемные связи.
А) Оценить какое место урок занимает в системе уроков изучаемой темы, определить тип урока.
Б) Запланировать осуществление значимой связи данного урока с предыдущими и последующими уроками (провести актуализацию знаний вначале урока и разъяснить смысл домашнего задания, показать насколько оно ориентировано на последующие уроки).
В) Подумать, нужно ли осуществлять на уроке межпредметную связь. При необходимости, решить каким методом достичь этой цели, насколько это полезно и эффективно.
2. Обратить внимание на внутрисистемные связи.
А) Подумать, как будут сбалансированы обучающие, развивающие и воспитательные цели урока (воспитывающее обучение, развивающее обучение).
Б) Определить какие элементы дидактического цикла, и в какой мере присутствуют на уроке. Подумать, как осуществить взаимосвязь этапов урока. Особое внимание обратить на сбалансированность мотивационно - ориентационных и интеллектуально - познавательных элементов урока.
В) Выяснить возможность и при необходимости запланировать осуществление внутрипредметных связей (например, кинематики и динамики, механики и молекулярной физики, электродинамики и квантовой физики и т.д.).
Г) При планировании урока, обратить особе внимание, какое количество противоположных и нетождественных элементов учебного процесса гармонично сочетаются в элементах дидактического цикла. Например:
Подготовительный этап (связь имеющихся знаний с новыми, внешние и внутренние мотивы, требования программ и интересы учащихся и т.д.).
Получение знаний (зрительное и слуховое восприятие, изложения учителя и чтение книги, демонстрирование явления учителем и практическая самостоятельная работа с приборами, логическое и эмоциональное, научность и доступность, индивидуальные и групповые формы работы и т.д.).
Закрепление знаний (сочетание теории и практики, эвристика и интериоризация, репродуктивные и творческие методы и т.д.).
По возможности увеличить постановку таких задач до разумного предела. Особое внимание уделить сочетанию таких элементов как научность и доступность, теория и практика, индивидуальные и групповые формы работы.
Рассмотрим пример оформления фрагмента плана урока выполненный студентом 4 курса. Фрагмент урока, представляет собой второе звено дидактического цикла - изучение нового материала. Желательно урок оформлять в виде таблицы, в которой указывать пошагово действия учителя и учащихся. Например:
1.Учитель демонстрирует опыты «наблюдение конвекции», и просит учеников объяснить полученный эффект.
Ученики наблюдают опыты, и выдвигают гипотезы о физической сущности явления.
2.Учитель просит открыть учебники и найти в тексте параграфа информацию о конвекции. После этого ученики сами объясняют исход опытов.
Ученики открывают учебники и прочитав, объясняют исход данного опыта. А далее слушают учителя и делают необходимые записи в рабочих тетрадях.
3.Учитель объясняет механизм передачи энергии при конвекции. Указывает о существовании естественной и вынужденной конвекции. Подчеркивает, что конвекция возможна только в жидкости или газе.
И т.д.
Далее следует самоанализ фрагмента урока. Студент пишет: «В этом фрагменте урока сочетаются мотивационно – потребностная и интеллектуально – познавательная сфера познания. У учеников возникает интерес к изучению данной темы. Ученики пытаются объяснить увиденное, исходя из своих представлений. Учитель сочетает научное и ненаучное знание, а также различные каналы получения информации. Четко проявляется взаимосвязь индивидуальных и коллективных формы работы. Происходит синтез и анализ получаемого материала. Учащиеся получают необходимую информацию от учителя и самостоятельно из учебника».
Так оформляются все этапы урока, каждый этап кратко анализируется. После анализа каждого фрагмента подводится общий итог всего плана урока. Студенты проводят анализ исходного и переконструированного урока и делают вывод: переконструированный урок более насыщен системными парами. В переконструированном уроке учитель сочетал: зрительное и слуховое восприятие, индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности, имеющиеся знания и знания, подлежащие усвоению, мотивационно–потребностную и интеллектуально–познавательную сферу познания, научное и ненаучное знание, индивидуальные и коллективные формы работы. Проводился анализ и синтез изучаемого материала, излагаемый учителем и тот который учащиеся узнавали, работая с учебником. Гармонично сочетались репродуктивные и творческие методы обучения, логический и чувственный способ познания, теория и практика, усвоение и контроль знаний, обучение и воспитание, обучение и развитие и т.д.
За то же самое время, отведенное на урок, учитель поставил и решил больше образовательных целей и задач обучения, воспитания и развития.
По окончании цикла семинарских занятий было проведено тестирование. Студенты анализировали план урока, в котором присутствовали все этапы дидактического цикла с описанием деятельности учителя и учащихся. Первый этап урока был максимально насыщен задачами баланса, а этап изучения нового материала и закрепление спланировано стандартно. Cтудентам, необходимо было определить, какие цели и задачи образования решались в том или ином фрагменте урока, оценить значимость этих целей и задач, предложить свой вариант проведения данного фрагмента урока, более насыщенного целями и задачами образования в том числе задачами сбалансированности его элементов.
В результате по окончании занятий оказалось, что выявляют традиционные цели и задачи урока в экспериментальной группе 62%, в двух контрольных 90% и 30% соответственно. Выявляют цели и задачи сбалансированности урока в экспериментальной группе 87%, в контрольных 0%. Предлагают свой вариант проведения урока в экспериментальной группе 89%, в контрольных 31% и 78% соответственно. Применяют теорию динамического баланса в своих вариантах проведения урока в экспериментальной группе 63%, в контрольных 0%.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что применяемая методика дала положительные результаты. У студентов сформированы умения определять необходимые цели сбалансированности учебного процесса и решать их различными методами. Студенты отмечают наличие интереса к конструированию уроков, творческий подход вдохновляет, доставляет удовлетворение. На педагогической практике студенты экспериментальной группы применяли сформированные на семинарах умения планировать уроки. Проведенные ранжирования, в школах в разных классах указывают на увеличение интереса к физике, а получаемые учащимися оценки на контрольных работах по физике и повышение уровня успеваемости.
3150

Количество просмотров: >

Страница сгенерирована за 0.003200 секунд !
Web-design: Клюев Максим     © Павел Скулов