Групповые и индивидуальные формы работы на уроке - 13444

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения в процессе изучения темы физики "Гравитационные явления" - 10572

Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования - 9563

Методология динамического баланса - основа сохранения психологического здоровья личности в учебном процессе - 9096

Взаимосвязь принципов научности и доступности обучения - 8598


      Почему за самолетами, летящими на сравнительно большой высоте, часто даже в ясную погоду тянется облачный след? >>>

Раздел: Публикации
Автор статьи: Скулов Павел Владимирович
Добавлено:16:41:17 22.04.2006

Современное направление интеграции элементов учебного процесса

П.В.Скулов, Т.В.Астанина, Е.В.Шпомер,
Н.А.Тормина, В.Н.Валькова, И.В.Федерко
Барнаульский госпедуниверситет

Современное направление интеграции элементов учебного процесса

В настоящее время все большее распространение и популярность получает способ интеграции элементов системы на основе теории динамического баланса. В самом начале организации учебного процесса перед учителем, руководствующемся в своей работе принципом динамического баланса, стоит важнейшая задача: так спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы при высоком научном уровне изучения предмета учебный материал был доступен учащимся для его понимания и усвоения. Очевидность и простота понимания этого факта не означает, что данная проблема легко решается учителями. Напротив, в процессе исследования, мы убедились, что данной проблеме отводится недостаточно внимания, и если в педагогике порой рассматриваются данные принципы не во взаимосвязи, то в частных методиках ей уделено совсем мало места. Анкетирование студентов 5 курса показывает, что 85% считают актуальной проблему сочетания принципов научности и доступности, полнота изложения в научной литературе по их мнению такова: изложена полно - 16%, средне - 23%, недостаточно полно - 61%; самооценка уровня владения методами реализации данных принципов таковы: высокая - 8%, средняя - 77%, ниже средней - 15%. Затруднение вызывает, например, такой вопрос: "Насколько правомерно изображать электромагнитную волну в виде волнистой линии, как это показано в учебнике?". У студентов вызывает затруднение вопрос, насколько правомерно применение метода аналогий, или какова польза от пословиц и поговорок в решении проблемы научности и доступности обучения. Следовательно, проводимые исследования в данной области своевременны и полезны, ибо направлены на отыскание методов гармоничного сочетания нетождественных элементов, которые, по нашему мнению образуют единый принцип взаимовязи научности и доступности. С этой проблемой тесно связана и другая, которую, с точки зрения теории динамического баланса, тоже можно считать отдельным принципом обучения - это проблема сочетания требований учителя и способностей учащихся. Исследования в данной области, учитывая ее важность, мы проводим уже не первый год. В настоящее время мы обратили серьезное внимание на разноуровневые или дифференцированные задачи и задания, ибо считаем, что в арсенале учителя должен быть набор всевозможных заданий, соответствующих потребностям учащегося, которые позволят осуществлять максимальное его развитие. Справедливости ради надо заметить, что подобных разработок становится все больше, и это радует, однако все они направлены на контроль знаний, а вот на методику применения разноуровневых задач в процессе освоения знаний обращается меньше внимания. Мы, основываясь на учении Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, предлагаем методику решения сложных физических задач с применением более простых. При такой методике осуществляется пульсирующий переход от простого к сложному и обратно, что соответствует психическому устройству индивида. Вот где по нашему мнению благодаря применению принципа динамического баланса осуществляется одна из главнейших задач образования интеграции законов психологии и дидактики. Приводим пример текстов сложной и простых задач, объединенных одной логической связью и дидактической целью.
Сложная задача: "Прием радиоволн в диапазоне от 25м до 100м производится изменением расстояния между пластинами плоского конденсатора в колебательном контуре приемника. Во сколько раз нужно уменьшить расстояние между пластинками при переходе от приема самых коротких волн диапазона до приема самых длинных"?
Три задачи ? подсказки, к которым учитель может обращаться при необходимости. 1. "В некоторой среде распространяются волны. За время, в течение которого частица среды совершает 140 колебаний, волна распространилась на расстояние 98метров. Определить длину волны". 2. "Найти период и частоту колебаний в контуре, емкость конденсатора в котором Ф, индуктивность катушки 0,161Гн". 3. "Плоский конденсатор со слюдяной изоляцией заряжен до разности потенциалов 150В и отключен от источника напряжения. Диэлектрическая проницаемость среды 7. Чему будет равна разность потенциалов между обкладками конденсатора, если слюдяную пластину удалить"?
Опрос студентов показал, что данная методика применения разноуровневых задач весьма эффективна в обучении. За необходимость применения данной методики в учебном процессе высказались - 87,5% против - 12,5%. Мы полагаем, что данный метод позволяет находить необходимую точку гармоничного сочетания требований учителя и способностей учащихся, что несомненно тоже можно считать частным принципом обучения, как и все остальные, вытекающие из общенаучного принципа динамического баланса.
Надо заметить, что это далеко не единственный метод и не единственная проблема, тесно связанная с принципом научности и доступности. В настоящий момент мы также исследуем проблему сочетания традиционных и "проблемных" методов обучения, сочетание эвристики и интериоризации знаний, и, следовательно, тесно связанной с ними проблемы сочетания внешних стимулов и внутренних мотивов учебной деятельности. Как Вы теперь уже догадались, гармоничное их сочетание можно считать отдельными принципами обучения. Например, на семинарском занятии вызвал неподдельный интерес тот факт, что при отрыве одного дугообразного магнита от другого, на котором закреплена проволочная катушка, соединенная с гальванометром, витки которой параллельны концам магнитов, или напротив, при их соединении, стрелка прибора отклоняется на значительную величину (при движении магнита такого эффекта не наблюдается). Опрос показал, что 95% студентов считают необходимым применение данных "проблемных" или эвристических задач в учебном процессе, и лишь 5% сомневаются в такой возможности из-за нехватки времени. Но ведь это означает, что нужно увеличить время на изучение таким методом физики, а не на его сокращение и неизбежного в этом случае (только для того, чтобы сдать зачет, решить контрольную работу и т.д.) никому неинтересного зазубривания материала.
Тесно взаимосвязано с предыдущими работами и исследование проблемы сочетания методов обучения и контроля, которое мы осуществляем в настоящее время. Основная идея заключается в том, чтобы в арсенале учителя был комплекс всевозможных средств и методов контроля, соответствующих различным методам обучения и определенным педагогическим целям, применяемых по принципу дополнительности. Как видим, такая постановка вопроса опять вытекает из требований принципа динамического баланса, который в свою очередь, как это не удивительно, является и методом решения. Мы ищем, комбинируем, придумываем новые сочетания средств контроля. Например, 80% студентов за применение тестов в качестве контроля знаний, но как они их себе представляют? Оказалось, 75% опрошенных считают, что задания в тесте должны различаться по уровням сложности, лишь 25% считают это нецелесообразным или сомневаются. Практически всем понравилась "необычная" контрольная работа, в которой проверялись (при помощи обычных задач) репродуктивные знания и умения, а также творческие теоретические и творческие практические.В контрольную работу были включены, так называемые, экспериментальные задачи. Таким образом, проверялся более широкий спектр знаний и умений, студенты высоко оценили подобную методику, с которой ранее не встречались ни в школе, ни в вузе. Можно сказать, что данная контрольная реализовала (помимо многих других требований) требование принципа гармоничного сочетания теории и практики.
Особый вид контроля может осуществляться в игровой форме. Мы в настоящее время исследуем принцип сочетания учебной и игровой деятельности. Замечено, что наряду с традиционными методами обучения и контроля, использование игровых методов наиболее эффективно при индивидуальном подходе. Эта гипотеза подтверждается данными опроса, проведенного после контроля знаний с помощью кроссворда. Очень понравилось решать кроссворд - 9% опрошенных, понравилось - 55%, нейтрально - 27%, не понравилось - 9%. Следовательно, применяя тот или иной метод обучения или контроля знаний, учитель должен хорошо знать личность учащихся, их уровень способностей, направленность личности учащихся, и учитывая знания психологии личности стремиться привести в соответствие многие и многие элементы учебного процесса с требованиями системообразующего принципа динамического баланса.
Опубликовано: Психодидактика высшего и среднего образования. Часть 2 : материалы шестой всероссийской научно-практической конференции, 28 - 30 марта 2006 г.- Барнаул : БГПУ, 2006.- 303 с.
2401

Количество просмотров: >

Страница сгенерирована за 0.003027 секунд !
Web-design: Клюев Максим     © Павел Скулов